Как я стала психологом?- об этом часто спрашивают мои клиенты и ученики.
Вспоминая своё детство и школу, я помню, что всегда находились ребята, которые приходили ко мне за помощью: просили объяснить урок, помочь с решением задачи, подсказать, как поступить в случае ссоры с одноклассниками, конфликта с родителями, проблем с учителями.
Расскажу о двух наиболее ярких воспоминаниях.
Воспоминание 1
Я занималась химией практически со всем классом.
В нашем классе этот предмет вела пожилая женщина, пенсионерка. Обычно, она стояла лицом к доске и что-то писала, не особо интересуясь, слушают ли ее ученики.
Ее объяснения мало кто понимал. А когда ребята задавали вопросы, она тыкала в учебник и говорила: «Вот вам домашнее задание. А если вы плохо слушали, сами виноваты. Учите и разбирайтесь».
Сейчас я понимаю, что у неё было профессиональное выгорание. Ей было неинтересно работать с детьми, и всё давным-давно осточертело. Но нужно как-то было доработать до пенсии. А может быть она уже была на пенсии и ей просто хотелось иметь дополнительный заработок.
Честно говоря, не знаю, сколько ей было лет. Но на ее лице всегда было полное отсутствие эмоций. И только, когда очередной ученик выходил к доске и не мог решить задачу или ответить на её вопросы, у нее появлялось выражение брезгливости.
А мне химия нравилась, давалась легко.
Откровенно говоря, я даже не понимала, почему у большинства одноклассников с химией были такие проблемы.
Кстати, и сегодня, занимаясь работой по профориентации со школьниками, а это одно из направлений моей деятельности, я часто сталкиваюсь с тем, что старшеклассники боятся химии, не понимают ее. И стараются не выбирать химию как экзамен на ЕГЭ.
Если вернуться к школьным годам, то регулярно тот или иной одноклассник подходил ко мне и просил объяснить темы кислот и металлов, их взаимодействие, валентные связи, химические реакции.
А поскольку ребята приходили постоянно, в конце концов я предложила им: «Давайте те, кто хочет, оставайтесь после уроков. Я буду рассказывать то, что вы не поняли».
Так и повелось. В день, когда у нас был урок по химии, обычно половина класса, а иногда и больше, задерживались. И в течение 20-30, иногда 40 минут я объясняла им материал урока, мы решали задачи.
И вы знаете, успеваемость по химии в нашем классе была существенно лучше, чем в остальных классах, где работала эта учительница.
Воспоминание 2
Поскольку я училась хорошо, то классный руководитель периодически просила меня помочь неуспевающим одноклассникам по тем или иным предметам.
Мне это нравилось, у меня получалось, поэтому я никогда не отказывалась.
Был у нас один парень, звали его Серёжа. Фамилию не буду называть, поскольку сейчас это уважаемый человек. А в десятом классе у него была такая плохая успеваемость, что даже встал вопрос об его отчислении из школы.
Наш классный руководитель Муза Александровна попросила меня с ним заниматься.
А поскольку из школы он убегал, то я стала ходить к нему домой. И представляете, не раз было такое. Я прихожу, его мама встречает меня. А Серёжки нет, он спрятался.
И занятия начинались с того, что я его искала.
Он был то в шкафу, то под столом, то за диваном. И когда я его находила, то оттуда вытаскивала. Конечно он был сильнее меня, но не сопротивлялся.
Сейчас я думаю, что возможно ему нравилась. Но тогда об этом даже мыслей не было.
После этого мы с ним занимались разными уроками, в первую очередь, это было математика, потом химия и физика. Так продолжалось в течение целого года.
Так как же я стала психологом?
Теперь, с высоты нынешних лет я удивляюсь, как это мне не надоедало. Может быть потому, что я видела результаты своей работы. У Серёжки двойки стали превращаться в тройки, а по некоторым предметам даже в четвёрки.
Как потом сказали его мама и Муза Александровна, что именно благодаря мне Сережа смог закончить школу. Более того, он поступил в финансовое училище. Я была горда этим.
А лет через 20 он нашёл меня. К тому времени он достиг большой должности — начальника финансовой части гарнизона на другом конце страны. Сережа пригласил меня с мужем в гости к его маме. Он сам и его семья очень тепло нас принимали. Теперь Сергей уже сам сказал, что именно благодаря мне он смог закончить школу и его жизнь сложилась так успешно.
Конечно, мне было очень приятно, что про мой труд человек вспомнил даже через 20 лет.
А многие одноклассники закончили технические вузы, потому что успешно сдали химию на вступительных экзаменах. И потом в процессе обучения не имели проблем с этим предметом.
Кроме этих примеров был и другой опыт помощи, не только одноклассникам. Поэтому вопрос о выборе профессии был для меня решен. Это работа с людьми.
Я выбирала между педагогикой, медициной и психологией. И остановилась на психологии, как новой и необычной в то время профессии. Психология была мне интересна тем, что она позволяет облегчить душевные страдания, помогает человеку найти выход из сложной ситуации и вновь радоваться жизни.
С тех пор прошло много лет, но я довольна этим выбором, потому что получаю большое удовольствие от процесса работы и результатов клиентов.
А Вы помните, как нашли свое предназначение. И нашли ли его?
Если нет, обращайтесь. У меня 30-ти летний опыт работы по профориентации и помощи в вопросах профессионального самоопределения и планирования карьеры.